Важно понимать, что ощущение отторжения и изоляции у молодых людей — серьезная проблема, которую нельзя игнорировать. По данным последних исследований, у 30% подростков эта проблема выражена достаточно остро. Это не просто временное «переживание возраста», а фактор, влияющий на их психическое здоровье и будущее.
Причины этих сложностей могут быть разными: проблемы адаптации в новом коллективе, сложности в общении со сверстниками, непонимание со стороны взрослых. И не нужно думать, что виноваты только сами молодые люди! Среда и позиция взрослых играют важную роль в формировании атмосферы, где подростки чувствуют себя комфортно и принимаемыми.
Рекомендации по профилактике подобных ситуаций достаточно простые, но требуют внимания и конкретных действий: поддержка со стороны родителей, заинтересованность в увлечениях ребенка, создание открытой атмосферы для общения, умение понять и услышать потребности. Важно, чтобы взрослые не только слушали, но и помогали находить пути решения, а не сразу давали готовые ответы.
Профессиональная помощь – это тоже важный аспект. Консультации психолога могут быть полезны для помощи в преодолении социальных барьеров, развитии коммуникативных навыков. Психологический подход важно применять комплексно, привлекая и специалистов, и семью, и коллег (учителей, например).
Убедитесь, что вы не упускаете момента, когда подростки испытывают трудности в адаптации или общении. Проявляйте активное участие в их жизни и будьте внимательны к их сигналам. В этом случае проблемы социабилизации у молодежи можно и нужно решать своевременно, избегая серьезных последствий.
Как распознать признаки отчуждённости у тинейджера?
Обратите внимание на резкое изменение в поведении. Тинейджер, прежний заводила, вдруг стал избегать общения, проводить всё время в своей комнате. Или, наоборот, раньше замкнутый, сейчас становится очень разговорчивым, но с нездоровым стремлением к драматизации. Важно анализировать не только действия, а и их причины.
Следите за изменениями в привычках. Отказ от любимых занятий, уход в себя – все это тревожные звоночки. Поразительное увлечение «виртуальными мирами» и нежелание проводить время с реальными людьми – повод для серьёзного разговора.
Проанализируйте круг общения. Если тинейджер избегает контактов с прежними друзьями, но активно завязывает связи с новой компанией, стоит внимательней изучить этих новых товарищей. Отказ от прежних друзей может говорить о нежелании быть в своём прежнем кругу – возможно, из-за ощущения неудовлетворённости или неприятии со стороны.
Обращайте внимание на язык тела. Сгорбленная поза, избегание зрительного контакта, замкнутость – это могут быть проявления дискомфорта и чувства изоляции. Проанализируйте, как выглядит его мимика, как он реагирует на просьбы к общению.
Не игнорируйте жалобы на плохое самочувствие. Часто отстранённость связана с депрессией или тревожностью, маскирующимися под недомогания или нежелание идти в школу. Не спешите отмахиваться: это требует профессионального вмешательства.
Попросите школьных учителей о помощи. Педагоги могут заметить изменения в поведении школьника, которые вы можете пропустить. Учитель – важный индикатор, отслеживающий и понимающий атмосферу класса и взаимоотношения в нём. Спрашивайте их мнение – часто учителя видят больше, чем мы.
Не стесняйтесь спрашивать напрямую. Вместо абстрактных вопросов («Как у тебя дела?»), спросите конкретно о его желаниях и проблемах. Это поможет понять суть происходящего. Ребёнок может просто стесняться говорить о том, что ему тяжело, но разговаривание и выяснение причин – важный ключ к решению проблемы.
Как помочь отчуждённому юноше?
Начните с простых, но очень важных действий. Например, предложите юноше вступить в группу по интересам. Это может быть клуб по моделированию, кружок по фотографии или спортивная секция. Дайте ему шанс пообщаться с людьми, с совместимыми по хобби и увлечениям. Важно, чтобы это была действительно его сфера интересов, а не навязанная извне.
Поощряйте общение вне интернета. Запланируйте совместный поход в кино, парк или кафе с друзьями. Активно проявляйте интерес к его жизни и увлечениям. Не ограничивайтесь одним просмотром фотографий в социальных сетях, попытайтесь разделить его эмоции, обмен опытом и заинтересованность к реальному миру. Посещайте небольшие мероприятия или даже встречи для общения.
Будьте терпеливы и не давите. Избавьтесь от ожидания быстрых результатов. Поиск увлечений и значимого круга общения – это процесс. Подросткам нужно время, для того, чтобы найти своё место в мире. Не принуждайте его к любой принадлежности или обществу. Убедитесь, что он чувствует вашу поддержку, а не контроль. Это важнее всего.
Подумайте о его возможном социальном круге. Может ли он общаться с другими детьми на его уровне? Если нет, возможно, ему просто не где встретиться с людьми, с подобными интересами.. Поймите, нет необходимости меняться и быть, как другие. Не стоит его к этому склонять. Поддержка — вот, что нужно.
Обратитесь к специалисту, если ситуация с закрытостью и отчуждением продолжается длительно. Это может быть психолог или консультант. Может быть ваш молодой человек не просто склонен к замкнутости, а с ним происходит что-то серьезнее. Не откладывайте посещение специалиста.